Share Next Entry
Три кита подготовки ребенка к школе
study buddy
ua_studybuddy
Возможно в войне за выяснение истины, что влияет больше — наследственность или воспитание — сломано последнее копье. Точнее, объявлено перемирие-компромисс. Лауреат нобелевской премии по физиологии и медицине Джеймс Уотсон на очередной конференции произнес: «Все спорят, что важнее — наследственность или воспитание? Наследственность, или гены важны в более позднем возрасте, а в раннем возрасте важно воспитание».

Воспитание по своей сути — непрерывный образовательный процесс, который начинают родители и продолжают образовательные учреждения. И именно на этапе передачи дошкольника из любящих родительских рук в опытные учительские всех участников ждет настоящее испытание. Зная об этом, один из родителей часто переходит на полставки или вовсе целиком посвящает себя поддержке начинающего ученика в течение первого года учебы.

Отчего это происходит? Ведь существуют детские сады, которые взяли на себя функцию «промежуточного звена» и должны не только помогать ребенку социализироваться, но и подготовить его к школе. Тем не менее, о недостаточной подготовке дошкольника не устают говорить учителя и писать СМИ. Да, школа — новый этап. Но почему этап в данном случае становится синонимом травмы для всей семьи, своеобразным тестом на гибкость? Получается, что несмотря на количество разнообразных развивающих занятий и использование дидактических материалов, качество подготовки детей изменилось мало, в то время как требования школ к «первоклассному портфелю» возросли.

Дошкольная программа не предусматривает обучения навыкам чтения, письма, счета, изучение иностранного языка остается формальным. При поступлении в школу не все дошкольники умеют читать, писать и считать, но трудности в новом коллективе возникают не только у «педагогически запущенных», но и у подготовленных детей.

«Психологическая запущенность»
Критерием готовности к обучению долгое время являлся исключительно уровень умственного развития дошкольника. Определенный минимум знаний дошкольные учреждения обеспечивают. Но в сегодняшний «первоклассный портфель» должно входить и умение обобщать и дифференцировать понятия, навыки самоконтроля, способность концентрировать внимание, наблюдательность, развитие волевых качеств и такое понятие, как психологическая готовность. И здесь разрозненная, несистематизированная информация, отсутствие полноценных дидактических материалов и не интегрированные образовательные программы, предоставляемые дошкольными учреждениями, ничем не помогут ребенку и родителям.
Возникающие трудности часто связаны даже не с ограниченностью знаний, а с личностными причинами, особенностью психической организации. Нарушения в познавательной, эмоциональной, поведенческой сферах дошкольника — сигнал о дисгармонии его внутреннего мира. И принимать этот сигнал родителям. Взгляните, какой минимум требуют школа и здравый смысл:

Три кита дошкольной подготовки
Основа — это общее развитие дошкольника. То самое, что часто ошибочно принимается за единственный показатель его уровня подготовки. В первую очередь имеет значение развитие интеллекта, памяти, внимания и способность производить некоторые действия в уме. Как видите, помимо знания нескольких английских слов и умения рисовать человека с ушами, пупком и пятью пальцами на конечностях, школа требует кое-что еще.
Второй кит — навыки социализации, которые включают в себя умение произвольно управлять собой, чтобы сделать процесс вхождения в систему школьных требований и норм более легким. Дошкольнику сложно сосредоточиться долгое время на одном предмете, сидеть на одном месте или делать то, что не хочется, но к моменту поступления в школу он должен обладать этими умениями.
Третий кит обычно игнорируется при подготовке. Вместо формирования мотивов к обучению, которые в дальнейшем позволят перейти от естественной заинтересованности ребенка школой к сознательному желанию получить знания, его просто ограничивают между «надо» и «нельзя». Бессмысленно говорить подростку, что необходимо учиться, если он с детства усвоит, что школа — это повинность, не приносящая ни малейшего удовольствия.

Кто виноват? Никто
А теперь взгляните, на скольких китов опирается ваш малыш, выходя из детского сада, и поймите, что полноценная подготовка дошкольника к новому этапу жизни по-прежнему ваша забота. Можно продолжать спорить об обязанностях дошкольных учреждений, их минусах и плюсах, но лучше не перекладывайте ответственность и сделайте первый шаг Сами. Со своим ребенком. Вместо того, чтобы решать проблему по мере ее поступления, сделайте все, от вас зависящее, чтобы предупредить ее. Зная требования школы, вы самостоятельно можете собрать хороший дидактический материал, который поможет перекинуть мостик от дошкольной программы к школьной, протестировать ребенка, оценить уровень его готовности и предупредить сложности, которые ждут его на новом этапе жизни. В процессе занятий, которые несут заряд игры и необязательности, вас ждет сюрприз. Вы не только научите своего малыша новому, но и сами заново откроете для себя мир детского чистого восприятия, лучше узнаете своего ребенка, построите особенно доверительные отношения, которые окажутся надежным фундаментом в возрасте, когда гены оказываются важнее воспитания.

?

Log in